С переходом на новаторскую критериальную систему, оценивание в казахстанских школах стало более прозрачным и актуальным. Но какова на самом деле эта система и какие преимущества она сулит ученикам и педагогам? Давайте разберемся в этом подробнее. На страницах данной статьи мы вместе отправимся в увлекательное путешествие по образовательным реформам, которые прочно вошли в педагогическую практику страны.
Из чего состоит система оценивания в Казахстане?
Если вы думаете, что школьные оценки — это лишь цифры в дневнике, подумайте еще раз. В казахстанских школах система оценки знаний тщательно продумана и построена на чётких критериях, сформированных коллективно участниками образовательного процесса. Она направлена на анализ учебных достижений по каждому предмету с фокусом на развитие самооценки и любознательности у детей.
Система оценок включает два ключевых типа:
- Формативное оценивание
- Суммативное оценивание
Эта система предназначена для развития критического мышления и способности к самообучению.
Формативное оценивание
Формативные оценки отражают текущий прогресс учащихся и представляют собой элементы повседневной работы, включая домашние задания и участие в классе. Эффективно это обучение или нет, покажут задания, требующие проявления аналитических и практических навыков. Оценки варьируются от 1 до 10 баллов, и вот как они распределяются:
Балл | Процент выполненных учебных заданий |
1 | 0-10% |
2 | до 20% |
3 | до 30% |
4 | до 40% |
5 | до 50%, до 5 ошибок |
6 | до 60%, до 4 ошибок |
7 | до 70%, до 3 ошибок |
8 | до 80%, 1-2 небольшие ошибки |
9 | до 90%, незначительные неточности |
10 | 100%, без ошибок |
Суммативная система оценивания
Суммативное оценивание делится на два подвида: СОР и СОЧ. СОР отражает итоги формативных оценок за разделы программы, включая лабораторные и контрольные работы, эссе и творческие задания. СОЧ же является итогом четверти, где отображаются достижения учеников. Обратите внимание, что оценки за поведение и оформление работ не снижаются. В казахстанских школах это позволяет акцентировать внимание на заинтересованности в обучении.
Максимальное количество баллов в СОР и СОЧ варьируется в зависимости от уровня школьного класса: для младших классов от 7 до 15 баллов, для средних и старших — от 7 до 20. Специальные дисциплины, такие как музыка или физкультура, оцениваются в формате «зачет/незачет», чтобы поддерживать интерес учеников без чрезмерного давления.
Как внедрение новой системы влияет на учащихся и учителей?
Преимущество нового подхода в оценивании — в его способности отражать более объективную картину знаний ученика. Формативное оценивание выступает как метод обратной связи и стимулирует учеников к дальнейшему самосовершенствованию. Родители, в свою очередь, имеют возможность более внимательно отслеживать успехи своих детей.
Учителя также выиграли от данной системы, поскольку она позволяет акцентировать внимание на сильных сторонах каждого ученика и определять сферы, требующие дополнительного внимания. Хотя первоначально переход на критериальную систему оценивания может вызвать вопросы, в долгосрочном плане она делает процесс обучения более управляемым и справедливым.
Теперь у вас есть детализация функциональных элементов новой системы оценки в Казахстане — от формативных и суммативных оценок до акцента на ключевых компетенциях, необходимых для успешного обучения. Вооруженные этой информацией, вы можете легче ориентироваться в образовательной среде и помогать своим детям развиваться как академически, так и лично.
Заключение
Новая система оценивания в школах Казахстана — это не просто шаг вперед, это значительный прорыв в образовательном процессе страны. Это уникальная возможность создания более гармоничного, справедливого и индивидуального подхода к обучению, который способен раскрыть потенциал каждого ученика. Таким образом, педагоги, родители и сами учащиеся становятся ближе к своей цели — качественному образованию.
Не соглашайтесь на меньшее, когда на карту поставлено будущее ваших детей. Ознакомьтесь с системой оценивания, станьте активным участником образовательного процесса и помогите своим детям адаптироваться к этому новому стандарту.