Развитие инклюзивного образования в Казахстане началось с важного исторического момента, когда в мире был принят ключевой документ — Всемирная декларация «Об образовании для всех» в 1990-х годах. С тех пор идея доступности образования для каждого ребенка, независимо от его физических или психологических особенностей, стала глобальной целью. В Казахстане законодательная база, поддерживающая инклюзивное образование, появилась во второй половине 2010-х годов.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование — это не просто образовательный процесс. Это отражение прогрессивного подхода, который стремится включить детей с особыми образовательными потребностями в общее образовательное пространство. В его основе лежат принципы солидарности и взаимопомощи. Дети обучаются в среде, где их воспринимают как равных, где они могут полностью раскрыть свой потенциал.
Цель инклюзии в образовании — создать такое учебное пространство, в котором:
— Каждый ребенок имеет безбарьерный доступ к образовательным материалам.
— Осуществляется адаптация и поддержка путем дифференцированного подхода и психолого-педагогического сопровождения.
— Стимулируется социальная адаптация и межличностное общение.
— Принципы гуманной педагогики ставятся во главу угла.
— Родители получают необходимую консультативную помощь.
Принципы инклюзивного образования в Казахстане и мире
Инклюзивное образование основывается на адаптации и модификации учебного процесса. Это значит, что школа идет навстречу ребенку, предлагая методы, которые помогают улучшить концентрацию и понимание, а не требует от него подстраиваться под стандартные нормы.
Адаптация включает в себя:
— Использование вспомогательных средств, как линейка для чтения, для улучшения концентрации.
— Разделение сложных заданий на более простые, чтобы не перегружать их.
Модификация может означать:
— Изменение объема материала, уменьшение времени урока, что делается после консультаций с семьей ребенка.
Также инклюзия основана на таких принципах, как:
— Уважение индивидуальных потребностей ученика.
— Определение оптимальной нагрузки для каждой особой потребности.
— Поддержка вовлеченности и успешности всех учащихся.
Преимущества выбора инклюзивного образования
Для детей с особенными образовательными потребностями существуют различные форматы обучения:
1. Домашнее обучение.
2. Дистанционные уроки.
3. Специальные школы и интернаты.
4. Коррекционные классы в общеобразовательных школах.
Хотя в каждом из форматов имеются свои плюсы и минусы, инклюзивное образование выделяется тем, что предоставляет богатый социальный опыт и профессиональную поддержку от тьюторов, что способствует гармоничному развитию ребенка.
Помимо этого, и другие ученики получают от инклюзивного процесса пользу, становясь более терпимыми и понимающими. Однако организации инклюзивного образования могут сталкиваться и с трудностями, которые требуют временных и материальных ресурсов.
Как инклюзивное образование зародилось и развивалось в Казахстане?
С начала 2016 года в Казахстане инклюзия стала внедряться в образовательную систему. Для этого были ратифицированы международные соглашения, такие как «Конвенция о правах ребенка» и «Конвенция о правах инвалидов». Внесенные изменения позволили официально начать реализацию инклюзивного обучения в стране.
К 2017 году более 60 тысяч детей с особыми потребностями посещали общеобразовательные школы в Казахстане. В настоящее время спрос на инклюзивное образование растет, но технологии и материально-техническое оснащение едва успевают за этим ростом.
Наибольший прогресс в этом направлении наблюдается в Алматы и Павлодарской области, в то время как в Туркестанской и Алматинской областях развитие идет медленнее. Тем не менее, масштабы внедрения инклюзии в образовательных учреждениях постоянно увеличиваются.
Кому доступно инклюзивное образование?
К инклюзивному обучению допускаются ученики с особыми образовательными потребностями, которые не могут приобрести качественное образование без дополнительной помощи. Эти потребности могут возникать по различным причинам:
— Проблемы в психологическом или физическом развитии.
— Поведенческие или эмоциональные трудности.
— Социальные, экономические или культурные причины.
Все эти группы детей имеют право на инклюзивное образование, и его предоставление регулируется законодательством Казахстана, требующим от всех школ оборудования и адаптации учебного процесса для приема таких учеников.
Как попасть в инклюзивную школу?
Процесс утвержден законом: любое учебное заведение обязано предоставить возможность инклюзивного образования при поступлении ребенка с особыми потребностями. Это включает в себя техническое и методическое оснащение, а также предоставление доступа к тьюторам, логопедам и психологам.
Родителям, планирующим отправить ребенка с особыми потребностями в инклюзивную школу, рекомендуется подготовить необходимые документы и психолого-педагогические рекомендации.
Инклюзивное образование в Казахстане еще молодое направление, но, опираясь на значительную государственную поддержку и активную работу педагогов и методистов, оно демонстрирует впечатляющий прогресс. В ближайшие годы оно будет продолжать развиваться, предлагая каждому ребенку возможность на качественное и доступное обучение.